При работе с покупателями из разных регионов России мы отметили, что большая часть покупателей предпочитает доставку заказа наложенным платежом, считая, что такой способ доставки защищает их от мошенничества при покупках в интернет-магазинах. В данной статье мы попробуем разобраться, что такое наложенный платеж, кому он выгоден  и защищает ли данный способ доставки от мошенничества.

Большинство жителей России считают наложенный платеж самым удобным и самым надежным способом доставки, а некоторые полагают, что почтовое отделение - это отделение интернет-магазина, его выездная касса, пункт самовывоза интернет-магазина.

Нало́женный платёж — это денежная сумма, которую почта взыскивает по поручению отправителя(интернет-магазина) с адресата (Покупателя) при вручении последнему почтового отправления(заказа) и которая пересылается отправителю (интернет-магазину) почтовым переводом. Другими словами, наложенный платеж - это двойная операция, при которой одновременно с выдачей заказа оформляется обычный денежный перевод интернет-магазину. 

Многие покупатели полагают, что наложенный платеж является гарантией того, что товар отправлен. Но на самом деле, это совершенно не так. Это только гарантия того, что вам “что-то отправили”. При этом проверить, что получаемый вами товар оригинальный или поддельный, его качество, целостность и т.д., вы сможете только после того, как оплатите сумму наложенного платежа.

Выписка из правил работы Почты России:
4.5. Посылки с объявленной ценностью, пересылаемые с наложенным платежом, выдаются адресату после оплаты им полной суммы наложенного платежа и внесения платы за его пересылку почтовым переводом. До оплаты адресат имеет право на получение информации об адресных данных отправителя. После выдачи адресату почтового отправления с объявленной ценностью пересылаемое с наложенным платежом, посылка назад не принимается, сумма наложенного платежа и плата за его пересылку почтовым переводом не возвращаются.

Что же нам гарантирует наложенный платеж согласно правил работы Почты России? Наложенный платеж нам гарантирует получение почтового отправления после того как вы произвели оплату. А вот этим фактом как раз и пользуются мошенники: при наложенном платеже оплачивается полученная посылка, а не товар(!). В итоге вы оплатили "кота в мешке". Для ценных почтовых отправлений есть услуга — опись вложения. Вы можете попросить продавца отправить посылку с описью вложения. При приеме посылок с описью вложения сотрудник Почты России сличает содержимое с описью, после чего ставит печать с датой, индексом отделения и свою подпись. Почтовое отправление с описью вложения можно при получении вскрыть в присутствии сотрудника Почты и сличить с описью. При этом есть интересная особенность - если в описи "куртка - 1 шт.", то совершенно любая лежащая в почтовом отправлении куртка будет считаться таковой - и бесполезно доказывать сотрудникам почты, что где-то на сайте была заказана новая, не бывшая в употрелении куртка, другой модели и т.д. и т.п.  Аналогично и в случае, если товар дефектный или поддельный - почта не уполномочена делать экспертизу товара, проверять его качество и комплектность... Цитата с сайта почты "Почтовые отправления с наложенным платежом выдаются адресатам после получения полной суммы наложенного платежа, и только потом клиент может проверить наличие пересылаемого вложения (но не качество)".
Наиболее показательным моментом является то, что заказав к примеру дорогостоящую оригинальную брендовую кожаную куртку, получив посылку с правильной стоимостью и оплатив ее на почте можно вскрыть посылку и обнаружить там опись вида "Пачка соли- 1 шт." - и собственно саму пачку соли. Доказывать сотрудникам почты тот факт, что на сайте заказывалась дорогостоящая оригинальная брендовая кожаная куртка, а не пачка соли, а также то, что вы уже более 10 лет все едите без соли и т.п. - совершенно бесполезно, так как почта проверяет именно факт наличия того, что указано в описи - и никаких более претензий не принимает!!!Претензий к почте России Вы не можете предъявить, все претензии к отправителю посылки! Деньги свои Вы тоже не можете получить, так как почта России честно выполнила свои обязательства по доставке!

Получается, что наложенный платеж нисколько не спасает Вас от мошенничества!

Со стороны продавца все выглядит следующим образом.

Наложенный платеж - это неоправданно дорогой способ доставки (по тарифу Почты дополнительно к тарифам доставки оплачивается +4% страховка и от 4% до 10% оплата за почтовый перевод), ставящий продавца в сомнительное положение, когда он должен отправить заказ в другой регион, не имея никакого гарантии, того что покупатель действительно намерен забрать и оплатить заказ.
Некоторые покупатели воспринимают оплату наложенным платежом как данность, а другие считают и оставляют за собой право просто не забирать заказы по любым причинам  - передумал, нет денег, некогда, забыл, уехал и т.д., не чувствуя за собой никакой ответственности и, к сожалению, на нашей практике работы таких непорядочных покупателей было большинство.
Ущерб магазина.
Магазин теряет -  сумму заплаченную за доставку по тарифу + все учтенные страховые сборы за оценку наложенного платежа + упаковка + оформление и + тариф за возврат посылки обратно в его адрес.
Средний нанесенный магазину недобросовестным покупателем ущерб составляет ~ 1000-1500 руб. 
Отправленный покупателю заказ хранится на почте 30 дней с момента поступления в почтовое отделение адресата и только по истечении этих 30 дней(!) отправляется обратно отправителю.
Средний срок  "зависания" товара с момента отправки до его возвращения составляет 45-50 дней.
Товары на большие суммы находятся в пути, лежат на почтах. Это те деньги, на которые магазины могли бы расширить свой ассортимент и увеличить товарные запасы.

Кому удобен наложенный платеж?!

Данный способ доставки нисколько не гарантирует покупателю получение товара, для продавца - это дополнительные затраты при отсутствии гарантии покупки товара. Скорее всего, он удобен непорядочным покупателям, которые заказывая товар, не собираются его выкупать, нанося убытки продавцам, ну и конечно же, продавцам-мошенникам, которые наживаются на мифе о гарантии получения товара покупателем при наложенном платеже.   

Просьба свои вопросы и комментарии к данной статье отправлять на info@starfall.su